Манастырская гаспадарка

Фундатар Дзятлавіцкага манастыра Канстанцін Долмат пакінуў яму вялікія багацці: каля 14 тысяч гектараў зямлі і больш тысячы сялян. Пра тое, як карысталі з гэтага маёнтку манахі, пісаў царкоўны гісторык Сцяпан Рункевіч: «Дятловичский преображенский монастырь считался в минской епархии «по приходам своим из числа первых». Ещё преосвященный Виктор отзывался, что этот монастырь «с продажи горячего вина, рыбы из монастырских озёр, разного скота и разного ж лесу из пущи имеет иногда в год денежного приходу до 2.000 рублей и в прочем, относительно экономии, между всеми монастырями епархий есть наивыгоднейший» . Монастырь имел более тысячи душ подданных крестьян в трёх сёлах: Дятловичах (478), Лунинце (603) и Мелеснице (40). Количество всей монастырской земли простиралось до огромной цифры 808 уволок. Монастырь имел мельницу, корчму, «пильню», пасеки. Всё это приносило очень значительный доход. Лунинец с Мелесницей шли в аренду в 1798 году за 800 рублей; в следующие годы эта цифра возросла до 900 и 1,100 рублей. Дятловичская корчма с мельницей на первых порах давали доход 200 рублей в год, а в 1812 году за одну корчму монастырь получил аренды 600 рублей серебром. Преосвященный Иов писал св. синоду, что при вступлении его, преосвященного, в минскую епархию, Дятловичский монастырь был подвержен значительным долговым денежным требованиям, «которые, по просьбам, стараниям и ходатайству преосвященнейшего «из единого к нему уважения» были уничтожены. Однако из приходорасходных книг монастыря видно, что в 1796 году в монастыре должно было быть до полутора тысячи рублей серебром запасной суммы. В 1798 году монастырь располагал свободным капиталом в сумме более 500 рублей серебром; в 1805-м – более 1,000 рублей; в 1811 году – более четырёх с половиною тысяч. Этот монастырь, как и слуцкий троицкий, но только, по выражение консистории, «неизвестно почему», находился в непосредственном распоряжении преосвященного Иова и был управляем назначенным от него иеродиаконом, не смотря на то, например, что в монастыре жили два игумена».

У 1800 годзе Мінскі архіепіскап Іоў (Пацёмкін) прымусіў манастыр перадаваць значную колькасць разнастайных прадуктаў харчавання для настаўнікаў і вучняў Слуцкай духоўнай семінарыі. Незадоўга перад вайной 1812 года выкладчыкі семінарыі звярнуліся ў Мінскую духоўную кансісторыю з просьбай пра павялічэнне іх утрымання за кошт сродкаў Дзятлавіцкага манастыра. Пры тым «спасылаліся на завяршэнне заснавальніка манастыра К. Долмата, у якім ён пастанавіў, «чтобы из доходов оного монастыря всегда содержимо было по 12 монашествующих, по 12 вдов и 12 сирот, коих последних и обучать»».

 Айчынная вайна 1812 года грунтоўна падарвала эканамічны дабрабыт Дзятлавіцкага манастыра, хаця французы і іх союзнікі не палезлі ў пінскія балоты. Аднак ваенныя паборы і пастоі расійскіх войскаў зрабілі сваю справу: пасля вайны 1812 года Дзятлавіцкі манастыр быў вінен крэдытарам 4500 рублёў. «Па вопісу маёмасці манастыра ў 1814 г. налічвалася: 59 галоў буйной рагатай жывёлы, 20 авечак, 9 каней. Акрамя хлебных, было вельмі мала іншых запасаў».

 Сцяпан Рункевіч так подвёў вынікі гаспадарання архіепіскапа Іова ў Дзятлавіцкім манастыры: «Монастырское хозяйство, во всяком случай, велось не блестяще с точки зрения монастырской прибыли. Консистория, при отъезде преосвященного Иова, сделала на преосвященном начёт по дятловичскому монастырю в пять тысяч рублей, объясняя св. синоду, что преосвященный держал монастырь всегда или вовсе без начальника, или же с начальниками номинальными,  и управлял монастырём «совершенно сам» — через эконома, иеродиакона Мину и бывшего «конюшего», венгра Ивана Мартиновича; помимо консистории заключал контакты, своею личною властью позволял рубить монастырский лес, гнать деготь и смолу; сам получал с монастырских владений звериные шкуры, также диких вепрей, лосей, медведей, коз и прочую дичину, раздолжил помещикам монастырские деньги и вообще «всеми имениями и доходами монастыря распоряжался по своему произволу и никому не давал по сей части отчета»».

«В начале 1814 года наместник Дятловицкого монастыря Иоасаф доносил архим. Исаии, что монастырь может отпускать учителям семинарии не все прежде выдаваемые продукты, а только следующие: рожь, пшеницу, муку, крупу, просо, горох, водку, сало и рыбу (в случае улова); яиц же не может доставить, равно как и масла, говядины и баранины – по причине падежа скота, а равно и постного масла вследствие неурожая конопли и неудобства почвы для произрастания её.

К этому донесению приложена была ведомость продуктов, обыкновенно отпускаемых на семинарию,  – составленную по образцу предыдущих годов, но с указанием, какие продукты, и в каком количестве, могут быть отпущены и какие не могут. По ведомости значилось, что можно выдать: ржи 12 четвертей, пшеничной муки 6 четвертей, крупы 6 четвертей, проса 12 четвериков, гороху 12 четвериков, рыбы вялой 10 пудов и 8 пудов свежепросольной, а равно и 14 ведер водки. (…)

 Далее, во 2-м отделе, ведомости указаны продукты, которые не могут быть выданы, за неимением их в монастыре, а именно: масла коровьего 8 пудов, постного 8 пудов, говядины 28 пудов, баранины 14 пудов, яиц 8 сотен. (…) 28 февраля 1815 года игумен Дятловицкого монастыря извещал консисторию, сколько отослано в семинарию для учителей продуктов, а именно: ржи три бочки, крупы ячменной одна бочка, рыбы вялой два пуда, сала один пуд, сыров 50 штук, крупы гречковой одна четверть, водки 2 ведра и 2 кварты. В конце следующего месяца будет (?) получен новый транспорт из того же монастыря».

 Гэта крыху дазволіла палепшыць эканамічнае становішча манастыра. «Пасля адыходу Іова манастыр зноў палепшыў сваё становішча, здолеў вярнуць частку капіталаў, што была аддадзена пад працэнты, і ў выніку займеў свабодны капітал у 9 тысяч рублёў. Начальства не ведала, куды змясціць іх з найбольшым прыбыткам». У манастырскай справаздачы за 1826 год чытаем:

         (…) Сей Монастырь деревянный, стро­ением ещё твёрд, кроме большой церкви и колокольни, кои по ветхости близки к разрушению. Церковною утварью и ризницею достаточен, при нём есть приход из 63-х дворов да кроме сего крестьян за ним по ревизии числилось 631 душа, из коих 250 обрабатывают Монастырскую землю, а 330 душ в аренде у Надворного Советника Плеского, от коего получается в год доходу по 1100 рублей серебром, сверх сего Монастырь получает за Мельницу, корчму и пильну [лесопилку] от Арендатора 315 руб. в год серебром, продажи свечной и кошельково­го сбору нет; Монастырские некоторые угодия состоят в споре с вышеупомяну­тым Плескием о чём и дело в граждан­ском правительстве производится, рыб­ная ловля есть, Экономической суммы в 1814 году поступило серебром 295 руб. 32 коп., ассигнациями 50 руб., да долгу на графа Гинтера серебром 4500 руб, кои уже и взысканы (…).

 «У 1826 г. манастыр быў выведзены з пад архімандрыцкага ўпраўлення, атрымаў самастойнасць, або «был сделан архимандрией». Цяпер усе прыбыткі заставаліся на месцы, але яны ўжо не маглі аднавіць былой велічы Дзяцелавіцкага манастыра». Пра эканамічнае становішча манастыра пры архімандрыце Маркіяне можна меркаваць паводле наступнага дакумента:

По фундушу данному 1622 году покойные сего монастыря Константином Богдановичем Долматом, имения мона­стырских крестьян из последней 1834 года ревизии мужского пола 685, женского пола 706 душ с пахотными и сенокосными землями и лесами, из коих 380 мужского пола и 372 женского пола состоит по контракту в аренде Поцессора Дворянина Киприана Аполинаръевича Сулковского с платежом 1500 серебряных монет.

А 305 мужского и 334 женского пола душ обрабатывают панщиной монастырскую землю и другие отбывают повинности, а также имеют рыбные ловы, мельницы и тартак от чего Монастырь и содержит своё имение.

У 1837 годзе быў складзены інвентар усяго маёнтку Дзятлавіцкага манастыра.

Из описи Монастырских и экономических строений и всего Монастырского и экономического имущества заштатного Дятловицкого Монастыря, при сдаче оного Архимандриту Палладию учинённого 1837 года, Июля Дня (…).

Церковные строения

  1. Церковь на каменном фундаменте новая деревянная соснового брусового дерева, о пяти куполах, средний большой восьмигранный покрыт весь и фонари его белою жестью, на фонарях изображены иконы святых, в нём восемь окошек, а четыри по углам куполы покрыты только верху фонарей жестью, а сами гонтою (…).
  2. Другая церковь, называемая трапезной, тёплая из соснового брусового дерева с потолком таким же полукруглым, при небольшая пономарня, подлога в ней кирпичная, печь небольшая изразцовая (…).

         Колокольня на штандарах брусового дереева в три этажа, в ней въездная брама (…) на третьем этаже колокола (…).

         У самым манастыры былі яшчэ наступныя пабудовы:

  1. Настоятельские покои о восьми комнатах брусового дерева.
  2. Келии с чуланом и небольшой кладовою.
  3. Братские келии над сажалкою об одном корпусе брусового дерева
  4. Братская кухня с сеньми над сажалкой брусового дерева с чуланом.
  5. Амбар новый двухэтажный из брусо­вого соснового дерева.
  6. С оным амбаром настоятельская с чуланом и сеньми.
  7. Амбар для хранения воды.

Цікава, што настаяцель меў аддзельную кухню. У кожным з сёл (Дзятлавічы і Лулінец) быў манастырскі фальварк. У Дзятлавічах фальварк складалі:

         Фольварочные строения

  1. Дом экономический, построенный в 1836 г.
  2. Дом людской.
  3. Амбар из брусового дерева.
  4. При оном амбаре в одной связи конюшня.
  5. Ток в четырёх продолжительных стенах.
  6. Сенник о четырёх стенах.
  7. На оборе сенник длинный.
  8. Варовня с сенцами.
  9. Воловник, пристроенный к хлевам.
  10.  Винокурня.
  11. Солодовня.
  12.  Шопа на восьми столбах.
  13.  Молочник.
  14.  Погреб с изрубом в земле.
  15.  Изруб на млын.
  16.  В селе Дятловичах Монастырская корчма с большой стодолою.
  17.  Амбар.
  18.  На реке Цна мельница новая водяная брусового дерева на дубовых палях.
  19.  На оной речке тартак новый на дубовых палях об одном кол[есе].
  20.  Монастырский курень при реке (рыболовный).
  21.  Там же амбар небольшой величины.
  22.  Там же недалеко над рекою корчемный дом.

У дзятлавіцкім фальварку было 22 вулля з пчоламі, 33 каровы, 3 бугая, 37 цёлак, 67 авечак з ягнятамі, 6 коз, 49 свіней, 12 гусей, 37 качак, 59 курэй, 13 каней.

Лулинецкий фольварок

  1. От въездных двухстворчатых во­рот по правой руке жилой дом.
  2. Дом служительский.
  3. Хлев для домовых птах.
  4. Варовня.
  5. Мельница скотная.
  6. Винокурня.
  7. Воловник.
  8. Хлев для свиней.
  9. Гумно.
  10. Сенник.
  11. Скотские хлева.
  12. Хлев.
  13. Ледник в земле.
  14. Амбар двухэтажный.
  15. Молочник в земле.
  16. Бондарня холодная.
  17. Солодовня.
  18. Венгредня105.
  19. Амбарная.

           В селении Лулинец в околицах фоль­варка корчма.

Аднак багатыя ахвяраванні на дабрачыннасць благачэсцівага і добрага архімандрыта Маркіяна пагоршылі экономічнае становішча Дзятлавіцкага манастыра. Негатыўны ўплыў на эканоміку манастыра мела і польскае паўстанне. У канцы 1831 года настаяцель напісаў рапарт пра цяжкасці звязаныя з пастоям на манастырскіх землях трох батальёнаў 19-гоегерскага палка.

У 1837 годзе новы архімандрыт Феафан распрацоўвае асновы для паляпшэння яго эканамічнага становішча. Аднак, праз пяць гадоў Расійская дзяржава забрала ў казну вёскі Дзятлавічы і Лулінец разам з зямлёй і сялянамі. Таму гэта і вырашыла далейшы лёс збяднелага Дзятлавіцкага манастыра, які неўзабаве быў зачынены.